«Если водитель понимает, что находится под пристальным контролем, естественно, в процессе вождения он будет сам себя контролировать и обеспечивать безопасность. При появлении признаков засыпания за рулем или отвлечения от вождения информация об этом поступает диспетчеру, который отреагирует и сделает предупреждение», - говорит Виталий Дементьев.
При этом существующие системы отслеживания поведения людей в салонах автобусов и маршрутных такси высокозатратные. Отсутствуют и доступные алгоритмы распознавания сцен, способных решать задачи выявления опасного поведения. Предлагаемое учеными УлГТУ решение основывается на внедрении новых технологий обработки видеоданных с использованием обычных смартфонов.
«Обработка изображений – крупное научное направление с большим количеством задач. В УлГТУ несколько лабораторий занимаются этим направлением. На данный момент у нас имеется обученная и адаптированная сеть, которая может выполнять функции распознавания поведения. Очень важно, что мы получили решение, которое можно адаптировать не только на высокопроизводительных компьютерах, но и в стандартном мобильном телефоне. Это удалось сделать благодаря работе, связанной с поиском и оптимизацией нейронной сети», - продолжает Виталий Дементьев.
Проектом занимаются шесть человек, в том числе аспиранты и студенты старших курсов радиотехнического факультета. Основные планы работы исследователей в этом году связаны с разработкой программного обеспечения для мобильных устройств и серверного оборудования, которые позволят внедрить полученные решения в технологические процессы. Разработку поддержал Фонд содействия инновациям в рамках проекта «УМНИК», который выполняет аспирантка кафедры Полина Буранкина. Также ученые получили инновационный сертификат научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего».
«В результатах проекта заинтересованы промышленные партнеры, они готовы внедрять наши разработки в производство. Уже достигнуты договоренности с автотранспортными предприятиями об установке устройств, оснащенных нашим программным обеспечением, на маршрутные такси и автобусы. Также имеются договоренности с производителями телекоммуникационного оборудования и центрами обработки данных о размещении наших сервисов в их сети», - добавил Виталий Дементьев.
Разрабатываемые аппаратно-программные модули и облачные решения видеорегистрации и видеоаналитики состояния и поведения человека могут в дальнейшем применяться на конвейерных линиях в различных отраслях промышленности - производственной, швейной, обувной, пищевой, строительных материалов, а также оценивать внимательность и уровень вовлеченности школьников и студентов в дистанционный процесс обучения.